Движение воздуха. География
§ 21. Движение воздуха. Атмосфера. География 6 класс. Домогацких. Учебник
Атмосфера
Движение воздуха. География
Роза ветров
Результаты наблюдений за направлением ветра можно изобразить с помощью особого графика, который называется очень загадочно и романтично — роза ветров.
Строится роза ветров очень просто. Нужно начертить линии, показывающие основные и промежуточные румбы. Получается такая восьмилучевая звезда. На каждой линии, начиная от центра, наносятся деления по 1 см или по 0,5 см. Затем, считая, что одно деление — это один день, отмечаем на каждой линии такое количество делений, сколько дней в месяце ветер имел именно это направление. Когда по всем румбам отложено число соответствующих дней, можно соединить концы получившихся отрезков. Возникшая фигура — роза ветров для данного места в данный месяц.
Она очень хорошо демонстрирует преобладающее направление ветров за месяц (рис. 122). Да, собственно, почему только за месяц? Можно сделать розу ветров и за год.
Итак, повторим: роза ветров — график, который наглядно представляет направление преобладающих ветров в данной местности за какой-либо период времени. |
1. Ветер — это движение воздуха из областей с высоким атмосферным давлением в области с низким атмосферным давлением. 2. Вода нагревается и остывает медленнее, чем суша. Поэтому на берегу водоёмов возникает бриз — ветер, который два раза в сутки меняет направление на противоположное. Дневной бриз дует с водоёма на сушу, а ночной — с суши на водоём. 3. Направлением ветра считается направление, откуда он дует. |
-
Ключевые слова
Ветер, флюгер, бриз, роза ветров, направление ветра
-
Проверим знания
1. Что такое ветер? 2. Опишите различия процессов нагревания и охлаждения воды и суши. 3. Что такое бриз? 4. Куда дует северный ветер? 5. А юго-западный? 6. В чём разница между флюгером и флюгаркой?
-
А теперь более сложные вопросы
1. От чего зависит сила и скорость ветра? 2. Опишите механизм возникновения бриза. 3. С помощью рис. 119 расскажите о причинах дневного и ночного бриза. 4. Попытайтесь установить связь между географической широтой и ветром. 5. С помощью розы ветров на рис. 122 определите, ветер какого направления преобладал.
-
И наконец, тест
1. На берегу океана ветер днём дует с:
-
а) суши на океан;
б) запада на восток;
в) юга на север;
г) океана на сушу.
2. Западный ветер дует (отметьте все правильные варианты):
-
а) с запада;
б) с востока;
в) на запад;
г) на восток.
3. В каком случае явления названы в правильном порядке:
-
а) образование ветра — разница в нагреве моря и суши — разница в атмосферном давлении;
б) образование ветра — разница в атмосферном давлении — разница в нагреве моря и суши;
в) разница в нагреве моря и суши — разница в атмосферном давлении — образование ветра;
г) разница в атмосферном давлении — разница в нагреве моря и суши — образование ветра?
-
Ответы на тесты
1. г, 2. а, г, 3. в.
<<< К началу