Функция у = √x и её график (продолжение)
Функция у = √x и её график. § 5. Арифметический квадратный корень. Алгебра 8 класс. Макарычев. Онлайн учебник
§ 5. Арифметический квадратный корень
Функция у = √x и её график (продолжение)
График функции у = √х, как и график функции у = х2, где х ≥ 0, представляет собой ветвь параболы. Эти графики симметричны относительно прямой у = х (рис. 18). Доказательство симметрии графиков основано на том, что точки с координатами (а; b) и (b; а) симметричны относительно прямой у = х.
Пусть точка М(а; b) принадлежит графику функции у = х2, где х ≥ 0. Тогда верно равенство b = а2. По условию а — неотрицательное число, поэтому а = √b. Значит, при подстановке координат точки N (b; а) в формулу у = √х получается верное равенство, т. е. точка N (b; а) принадлежит графику функции у = √x. Верно и обратное: если некоторая точка принадлежит второму графику, то точка, у которой координатами являются те же числа, но взятые в другом порядке, принадлежит первому графику.
Таким образом, каждой точке М(а; b) графика функции у = х2, где х ≥ 0, соответствует точка N (b; а) графика функции у = √x и наоборот. Так как точки М (а; b) и N (b; а) симметричны относительно прямой у = х, то и сами графики симметричны относительно этой прямой.
Упражнения
352. Площадь круга может быть вычислена по формуле S = πr2, где r — радиус круга, или по формуле где d — диаметр круга. Задайте формулой зависимость:
-
а) r от S; б) d от S.
353. Задайте формулой зависимость:
-
а) площади поверхности куба S от длины его ребра а;
б) длины ребра куба а от площади его поверхности S.
354. Площадь поверхности шара радиуса R вычисляется по формуле S = 4πR2. Задайте формулой зависимость R от S.
355. Пользуясь графиком функции у = √x, найдите:
-
а) значение √x при х = 2,5; 5,5; 8,4;
б) значение х, которому соответствует √х = 1,2; 1,7; 2,5.
356. С помощью графика функции у = √x найдите:
-
а) значение функции при х = 0,5; 1,5; 6,5; 7,2;
б) значение аргумента, которому соответствует значение y = 0,5; 1,5; 1,8; 2,3.
357. Принадлежит ли графику функции у = √x точка А (64; 8)? точка В(10 000; 100)? точка С(-81; 9)? точка D(25; -5)?
358. Пересекает ли график функции у = √x прямая:
-
а) у = 1;
б) у = 10;в) у = 100;
г) у = -100?
Если пересекает, то в какой точке?
359. Докажите, что графики функций у = √x и у = х + 0,5 не имеют общих точек.
360. (Для работы в парах.) Имеют ли общие точки графики функций:
-
а) у = √x и у = х;
б) у = √x и у = 1000;в) у = √x и у = х + 10;
г) у = √x и у = -х + 1,5?
При положительном ответе укажите координаты этих точек.
-
1) Распределите, кто выполняет задания а) и в), а кто — задания б) и г), и выполните их.
2) Проверьте друг у друга, верно ли выполнены задания. Исправьте замеченные ошибки.
3) Приведите примеры линейных функций, графики которых: не пересекают график функции у = √x; пересекают его в одной точке; пересекают его в двух точках. Обсудите правильность этих примеров.
<<< К началу Окончание >>>