§ 26. Скульптурный портрет планеты
Скульптурный портрет планеты. География 5-6 класс. Алексеев. Онлайн учебник
Литосфера — твёрдая оболочка Земли
§ 26. Скульптурный портрет планеты
Выполняем проектное задание
Латинское слово relevo означает «поднимаю». Произошедшее от него одно из значений французского слова relief — выпуклое изображение на плоскости. Образно говоря, рельеф Земли — это её скульптурный портрет.
Перед вами стоит задача представить разработку туристического маршрута на конкурс «Скульптурный портрет планеты».
Условия конкурса:
-
• Готовый продукт должен представлять собой географическую карту, на которую нанесены крупнейшие формы рельефа Земли, основные формы рельефа суши, а также крупные географические объекты, связанные с вулканической деятельностью.
• На карте должен быть проложен туристический маршрут с указанием начального, конечного и промежуточных пунктов следования и отмечены природные достопримечательности по теме путешествия (от трёх до шести достопримечательностей).
• Выполненное проектное задание должно содержать обоснование выбранного маршрута.
• По указанию учителя выполненное проектное задание может иметь форму: а) устного сообщения (презентации); б) пакета документов, включающего заполненную контурную карту и письменное обоснование.
Вспомните полезные советы на с. 8 вашего учебника. |
Примечание: по указанию учителя задание может выполняться в паре 1
или в группе.
Приступая к работе, нужно хорошо понимать её цель. Это поможет правильно спланировать дальнейшие действия.
-
1- й шаг
Повторите для себя формулировку задачи и внимательно ознакомьтесь с условиями конкурса по пунктам. Подумайте, что понадобится для работы. (Подсказка: понадобится контурная карта полушарий или России. Почему нельзя взять готовую карту?)
-
2- й шаг
Разбейте на этапы свою будущую работу. У вас должны получиться такие большие блоки: а) нанесение на контурную карту общей информации на основе полученных знаний; б) отбор географических объектов для вашего маршрута; в) нанесение выбранных объектов на контурную карту; г) обобщение необходимой информации по выбранным объектам; д) представление результатов.
-
3-й шаг
Нанесите на контурную карту равнины и горы, перечисленные в заданиях 1 на с. 83 и на с. 87. Подпишите океаны, чтобы легче ориентироваться на будущем маршруте.
Прежде чем начать работу, познакомьтесь со следующими правилами.
Правила работы с контурной картой
Чтобы лучше запомнить, где и как размещены географические объекты на Земле, их наносят на контурную карту. Для этого понадобятся географический атлас, простой и цветные карандаши, ластик, ручка, линейка.
1. Находим географические объекты на физической карте в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров (рек, гор и т. д.) выясняем, где они размещены.
2. Находим положение равнин (или гор, рек, озёр, городов) на контурной карте и по найденным ориентирам обозначаем их вначале простым карандашом.
3. Проверив себя, закрашиваем географические объекты цветными карандашами так, как это принято на картах: равнины — цветом, соответствующим их высоте, горы — коричневым, водные объекты — голубым. Города обозначаем крупными точками чёрного цвета.
4. Аккуратно подписываем названия.
5. Если на контурную карту нужно нанести страны, то используем политическую карту атласа. Страны закрашиваем в разные цвета произвольно или просто подписываем.
-
4-й шаг
Выбор географических объектов для маршрута — очень важная часть работы. Чем больше разнообразия встретит будущий путешественник, тем больше людей выберут ваш маршрут. Пусть в вашем маршруте будут и горы, и равнины, и вулканы (или горячие источники). Отметьте их на карте цветным флажком или другим подходящим знаком. (Подсказка: выбирайте такие объекты, о которых вы сможете рассказать лучше и интереснее.)
-
5-й шаг
По политической карте определите, на территории каких стран расположены выбранные объекты. Если все они в России, то на карте отметьте наиболее близкие крупные города. В других странах отметьте столицы. Соедините линией отмеченные пункты.
-
6-й шаг
Подготовьте обобщающую информацию по отмеченным объектам. Удобнее составить таблицу из трёх колонок: а) название; б) географическое положение; в) отличительные особенности. Описывая маршрут, не забывайте указывать направление движения от одного пункта к другому, например: «От Екатеринбурга двигаемся на запад…»
Если вам предстоит делать устное сообщение (презентацию), повторите своё выступление вслух, контролируя время.
Оцените, насколько хорошо вы справились с заданием. Желаем успеха!