Природа и общество. География
§ 58. Природа и общество. Непрощание с географией. География 7 класс. Домогацких. Часть 2. Учебник
Непрощание с географией
Природа и общество. География
Во время Великой Отечественной войны эта уникальная коллекция оказалась в блокадном Ленинграде. Сотрудники Вавилова сберегли ее в самые голодные месяцы! А ведь из этого зерна можно было бы сделать муку, а из нее — хлеб. А хлеб в голодном городе — самая большая драгоценность. И многие хранители этой коллекции не пережили тяжелого блокадного времени, но ни одного зернышка не пропало!
Зачем же нужны были эти героические усилия? Путешествуя по материкам и странам, изучая образцы привезенных из экспедиций растений, Вавилов искал районы, в которых человек впервые начал выращивать те или иные растения. Где впервые человек бросил в землю пшеничное зерно и стал ждать урожая? Где родина гороха? Где был приручен дикий арбуз? Оказалось, что это непростые вопросы. И очень интересные! Вавилов не только установил, где находится родина большинства культурных растений, он установил и еще один замечательный факт.
Оказалось, что все разнообразие культурных растений, которыми сейчас пользуется человек, сформировалось всего лишь в нескольких районах планеты. В этих районах наиболее велико разнообразие сельскохозяйственных культур. Эти районы Вавилов назвал центрами происхождения культурных растений.
В Китайском центре человек впервые стал выращивать просо, ячмень, гречиху, редьку, горчицу, хурму, чай и др. Индийский центр дал миру рис, баклажан, огурец, лимон, апельсин, сахарный тростник. В Среднеазиатском центре были введены в культуру горох, морковь, лук, чеснок, абрикос, яблоня, виноград, грецкий орех… В Средиземноморском центре человек впервые оценил пользу свеклы, капусты, петрушки, репы и, конечно, оливы. Новый Свет — Америка — тоже дал человеку немало полезных растений. Центральноамериканский центр подарил человеку кукурузу, фасоль, тыкву, красный перец, хлопчатник, какао, а Андийский — картофель, томат, ананас, арахис… И так далее, всего не перечислить! По мнению Вавилова, человеком используется примерно 1600 видов культурных растений. Это не считая декоративных!
Именно из этих центров растения распространялись по земному шару. Способствовал этому распространению человек. Переселяясь из обжитых мест, человек брал с собой семена привычных для него растений. На новом месте происходила акклиматизация культурных растений, то есть выращивание их в непривычных для них условиях. В результате теперь культурные растения могут выращиваться в тысячах километров от мест своего первоначального произрастания, а порой — и на противоположной стороне земного шара. Например, родина всем известной клубники — Южная Америка. Родившаяся в Северной Африке пшеница растет на всех материках. Кроме Антарктиды, конечно. Больше всех в мире натурального каучука производят страны Юго-Восточной Азии, хотя родина каучукового дерева — Бразилия. И таких примеров множество.
Распространение культурных растений — это еще один ярчайший пример влияния хозяйственной деятельности на природу нашей планеты. Подумайте: влияния положительного или отрицательного? Непростой вопрос, между прочим!
1. Природа, вовлеченная в хозяйственную деятельность человека, называется географической средой. Все элементы природы, которые используются в хозяйственной деятельности, называются природными ресурсами. Изменение природной среды в результате хозяйственной деятельности человека стало причиной появления экологических проблем. Главная из них — загрязнение природной среды. 2. Итогом исследований Н.И. Вавилова стало учение о центрах происхождения культурных растений. Им было выделено несколько районов планеты, из которых по всему миру распространились все известные нам сельскохозяйственные растения. |
-
Проверим знания
1. Что такое географическая среда?
2. Чем занимается геоэкология?
3. Какова цель путешествий Н. Вавилова?
-
А теперь более сложные вопросы
1. Какие виды природных ресурсов вам известны?
2. Чем природные ресурсы отличаются от природных условий?
3. На примере разных материков расскажите о влиянии человека на их природу и о влиянии природных условий на человека и его жизнь.
-
Поработаем с картой
Найдите на карте все упоминавшиеся в параграфе географические объекты.
Изучение географии в этом учебном году закончено. Но знакомство с природой нашей Земли продолжится. Может быть, во время каникул вам удастся куда-либо поехать, а может быть, этого не случится. Главное, чтобы вы сумели увидеть необычное и интересное рядом и узнать как можно больше о жизни нашей планеты.
<<< К началу