Почвы

§ 19. Почвы. Природа Земли. География 7 класс. Онлайн учебник. Алексеев

Природа Земли

Почвы

В лесостепной и степной зонах формируются самые плодородные на планете почвы — чернозёмы. Пышный покров из трав даёт обильный онад в конце каждого тёплого сезона, а промывание почвенного слоя сравнительно слабое в условиях недостаточного увлажнения. В результате образуется мощный гумусовый горизонт — нередко 50-80 см.

Каштановые почвы образуются в сухих степях в условиях более высоких температур и меньшего количества осадков, чем в разнотравных степях. Мощность гумусового горизонта в них от 20 до 50 см. Но плодородию они уступают чернозёмам, но всё же относятся к наиболее плодородным.

Сухие степи сменяются полупустынями и пустынями. Из-за сильнейшей сухости, высоких температур и редкой растительности в почве накапливается мало перегноя. Здесь образуются пустынные почвы: бурые в полупустынях и серо-бурые в пустынях.

В зоне саванн процесс почвообразования происходит в условиях сезонного выпадения осадков. Во влажный сезон из почвы сильнее вымываются необходимые растениям питательные вещества. В засушливый период из-за недостатка влаги замедляется жизнедеятельность организмов и растительный опал травяного покрова разлагается не нолноегью. В почве накапливается перегной. В саваннах сформировались относительно плодородные красно-бурые почвы.

По обе стороны от экватора в зонах постоянно влажных и переменно-влажных лесов распространены красные и красно-жёлтые ферраллитные почвы, содержащие соединения железа и алюминия. Соединения железа придают почвам красноватый оттенок. Поступающие в почву в большом количестве органические вещества до конца разлагаются, а не накапливаются в ней. Эти питательные вещества растения быстро поглощают, а обильные дожди промывают почвенный слой, поэтому такие почвы не обладают высоким плодородием.

Почва — главное богатство любого государства, поскольку на ней производится около 90% продуктов питания. При правильном использовании почвы можно улучшить, а их плодородие повысить. Почвы, в зависимости от условий, осушакл’ или орошают, вносят в них необходимые удобрения, соблюдают определённые правила при обработке. Не следует, например, пахать на крутых склонах. Важно соблюдать разумный севооборот: чередовать во времени посевы разных культур, периодически оставлять поля «под паром» (т.е. без посевов).

На земле распространены различные типы почв, но плодородие их неодинаково.

  • Запомните

Типы почв. Распространение почв на Земле.

  • Это я знаю

2. Что влияет на образование различных типов почв?

3. Установите соответствие между перечисленными природными зонами и типами почв.

1. Влажные экваториальные леса

2. Стенная зона

3. Саванны.

4. Широколиственные леса.

5. Тайга

А. Красно-бурые.

В. Красно-жёлтые ферраллитные.

В. Чернозёмы.

Г. Подзолистые.

Д. Серые лесные.

4. Выберите верный ответ. Кто из учёных открыл .закон мировой почвенной зональности: а) В. И. Вернадский; б) М. В. Ломоносов; в) В. В. Докучаев?

5. Какая существует связь между ночной и растительностью? Приведите примеры, используя имеющиеся знания.

  • Это я могу

6. По рисунку 52 сравните, как проходят границы гумусового горизонта и почвенного слоя в целом. Определите, в каких природных зонах наиболее мощный почвенный слой. Сравните мощность гумусового горизонта этих почв. Объясните различия.

7. Используя почвенную карту в атласе, нанесите на контурную карту области распространения самых плодородных почв Земли черноземов.

<<< К началу

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *