§ 16. Работаем с картой
Работаем с картой. План и карта. География 5-6 класс. Алексеев. Онлайн учебник
План и карта
§ 16. Работаем с картой
Каждый из вас должен научиться пользоваться планом и картой:
-
1. Определять направления на плане и карте.
2. Определять расстояния на плане и карте с помощью масштаба.
3. Определять взаиморасположение объектов на плане и карте.
4. Определять географические координаты точки на карте.
5. Находить точку на карте по её географическим координатам.
6. Определять абсолютные высоты и глубины на плане и карте.
7. Составлять описания местности по топографическим картам.
Выполните задания (по указанию учителя).
Вам понадобятся: географический атлас, контурная карта полушарий, простой и цветные карандаши, ластик, ручка, линейка, тетрадь или блокнот для записей.
I. Сравните план местности и географическую карту. Чем они различаются? Результат оформите в виде таблицы.
*Тот, кто хочет проверить свои способности, может дома попробовать составить схему, отражающую различия между планом и картой. Для этого нужно определить ключевые слова или словосочетания (например, более мелкий масштаб) и распределить их в правильном порядке. Связь между составными частями схемы покажите стрелками. Схему можно составить в электронном виде, т. е. на компьютере.
II. Составьте описание маршрута по топографической карте на рисунке 23 (с. 34).
Мы отправляемся в поход. Утром собираемся у церкви в селе Барсуки, затем спускаемся к реке Зайке и отправляемся на лодке вниз по её течению до деревянного моста. Далее пойдём пешком до села Клёново. У железнодорожной насыпи сделаем остановку.
Ответьте письменно. Описание должно содержать ответы на следующие вопросы:
В каком направлении нам предстоит плыть? Какое расстояние нам предстоит пройти? Какие объекты мы встретим на правом и левом берегу реки, проплывая на лодке? На каком берегу реки мы увидим большое село? Как оно называется? В каком направлении нам предстоит двигаться после того, как сойдём с лодки? Как вы думаете, нам придётся двигаться по ровной местности, спускаться вниз или подниматься вверх? Что мы увидим к северо-западу от железнодорожной насыпи?
Какие опасности могут ожидать нас на этом маршруте? Какие меры безопасности следует принять заранее? Что должно быть обязательно в рюкзаке у каждого?
III. Изучите топографическую карту на рисунке 36. С помощью масштаба определите расстояние по прямой: а) от точки В до точки А; б) от точки В до точки С.
Определите абсолютную высоту точки В.
Представьте, что трое ребят во время спортивной игры проходят эстафету. От точки С до точки А движется Наташа; от точки А до точки В — Андрей; последний отрезок маршрута — от точки В до точки С — достался Егору.
Какой из этапов эстафеты вам кажется самым простым? самым сложным? Почему?
Ответьте письменно. Постарайтесь описать особенности каждого отрезка маршрута не более, чем тремя предложениями.
Окончание >>>