Работаем с картой
§ 16. Работаем с картой. План и карта. География 5-6 класс. Онлайн учебник. Алексеев
План и карта
Работаем с картой
IV. Вам предстоит выполнить проектное задание. По указанию учителя вы будете работать самостоятельно, или с товарищем, или в группе.
Крупная фирма приобрела земельный участок. Она предполагает вложить средства или в сельскохозяйственное производство, или в строительство жилого посёлка, или в создание зоны отдыха со спортивным комплексом. Ваша задача — выбрать наилучший вариант освоения земельного участка, план которого вы видите на рисунке 37. Выбор следует обосновать.
Для решения поставленной задачи нужно вначале внимательно познакомиться с участком. Постарайтесь ответить на вопросы:
-
1. Есть ли на участке какие-нибудь объекты, уже построенные человеком?
2. Где находятся холмистые участки, а где ровные? Крутые или пологие склоны у холмов?
3. Какие участки подходят: а) для распашки под поля; б) под сенокосы; в) для строительства домов; г) для лыжной трассы; д) для других объектов (предложите)?
4. Где и какую нужно проложить дорогу?
5. Как можно использовать протекающую реку? Нужно ли строить мост?
Полезные советы:
Обратите внимание на некоторые важные условия. Например, в посёлке или в спорткомплексе необходимы вода и электричество. Многие продукты питания можно производить в своём хозяйстве.
Сельскохозяйственные рабочие должны иметь небольшой домик, где можно вымыться и пообедать, а также помещение для хранения техники инструментов.
Дорога должна проходить по ровным участкам и не петлять. Крутые склоны не распахивают. Пристань на реке может очень пригодиться.
Когда вы обоснуете для себя выбор решения, начинайте готовить сообщение (презентацию):
-
1. Составьте план выступления. Начните с краткого описания участка. Предложите ваш вариант освоения. Перечислите по пунктам, какие качества территорий способствовали вашему выбору.
2. Стройте своё выступление грамотно. Старайтесь произносить слова чётко, чтобы все слышали. Говоря о местоположении объектов, употребляйте понятия «севернее…» «к западу от…» и т. д.
3. Поблагодарите слушателей за внимание, спросите, есть ли к вам вопросы.
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ
Человеку необходимо уметь ориентироваться в пространстве, чтобы определять своё местоположение. Ориентироваться можно по природным объектам, с помощью приборов (компаса) и современных сложных спутниковых систем — GPS. Для закрепления и передачи наглядной информации о Земле — её поверхности, объектах и явлениях — существуют географические модели: план местности, глобус, географические карты, в том числе в электронном виде. В них используют особый графический язык — условные знаки — и уменьшение в определённом масштабе. Самая точная модель Земли — глобус. На плане отображаются небольшие участки местности, на картах — большие по площади пространства. На глобусе и картах проведена градусная сеть из параллелей и меридианов. С её помощью определяют географические координаты объектов. Всё чаще в повседневной жизни мы используем возможности компьютерных технологий для ориентирования в пространстве. Умение работать с планом, картой необходимо каждому современному человеку.
-
1. Начните собирать в «семейный географический портфель» планы городов, географические атласы, путеводители.
2. Вместе с родителями разработайте по карте маршрут летнего отдыха или по плану города маршрут воскресной прогулки.
3. Выберите любую карту из атласа и дайте ей характеристику по плану: а) название карты; б) масштаб; в) что можно узнать по легенде карты.
НЕ ЗАБУДЬТЕ ОТМЕТИТЬ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ
<<< К началу