Транспорт и сфера услуг

§ 29. Транспорт и сфера услуг. География 10-11 класс. Онлайн учебник. Гладкий

География мировой экономики

Транспорт и сфера услуг

  • Роттердам

Нефть — основной груз, перевозимый морским транспортом.

Узлами «сгущения» морских трасс являются Персидский залив, Суэцкий (Египет), Панамский (Панама) и Кильский (ФРГ) международные морские каналы, а также важнейшие морские проливы — Ла-Манш, Гибралтарский, Босфор, Дарданеллы, Баб-эль-Мандебский, Ормузский, Малаккский.

Велика роль морского транспорта и в каботажных перевозках (между портами одной страны).

Речной транспорт использует судоходные реки, каналы, внутренние водоемы. Он обслуживает преимущественно внутренние потребности стран, но осуществляет и международные перевозки. К числу наиболее используемых в транспортном отношении речных артерий мира относятся Рейн, Дунай, Одер и Эльба в Западной Европе, система Миссисипи — Великие американские озера — река Св. Лаврентия в США, Волга в нашей стране и т. д.

ОТНОСИТЕЛЬНО НЕВЫСОКИЕ ЗАТРАТЫ ТРУДА НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ, ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ МОРСКИХ СУДОВ (ОСОБЕННО ТАНКЕРОВ) ОБУСЛОВИЛИ ЛИДЕРСТВО МОРСКОГО ТРАНСПОРТА В МИРОВОМ ГРУЗООБОРОТЕ.

Авиационный транспорт

Главное преимущество авиационного транспорта очевидно — это скорость. Особенно она возросла с внедрением в практику турбовинтовых и реактивных самолетов (вместо старых поршневых). На рубеже XX—XXI вв. на пассажирских авиалиниях появились самолеты повышенной вместимости — до 500 человек. Хотя авиатранспорт до последнего времени развивался преимущественно как специализированное средство пассажирских перевозок, его роль в доставке ценных и срочных грузов остается вне конкуренции.

Основу авиационного транспорта, кроме самолетов, составляет сеть аэропортов. Они обладают не только взлетными полосами, но и мощными системами радиолокации и телекоммуникаций, позволяющими контролировать и регулировать взлет и посадку самолетов, поддерживать непрекращающуюся связь с авиалайнера- ми. Через крупнейшие аэропорты мира (Ныо-Иорк, Чикаго, Лос-Анджелес, Париж, Лондон, Франкфурт и др.) ежегодно проходит более 50 млн пассажиров — население целой большой страны (рис. 51).

  • Крупнейшие аэропорты мира

ВАЖНЕЙШАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ АВИАЦИОННОГО ТРАНСПОРТА — ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ НА ДАЛЬНИЕ РАССТОЯНИЯ.

Сфера услуг

По мере развития общества содержание понятия «сфера услуг» заметно изменилось. Так, еще 100 лет назад в перечне услуг отсутствовал телефон, 60 лет назад — телевизор, 40 лет назад — компьютер и т. д. Сегодня сфера услуг отличается наиболее быстрыми темпами роста среди всех секторов мировой экономики. По ее доле в структуре ВВП страны можно сделать вывод об общем уровне ее развития.

В структуре сферы услуг выделяют: общехозяйственные услуги (торговля, транспорт, связь, коммунальные, ремонт, обслуживание и прокат техники); личные (гостиничное дело, бытовые, индустрия развлечений и отдыха, туризм, общественное питание и др.); деловые (банковская, финансовая, кредитная и страховая деятельность, реклама, консалтинговая деятельность и др.); социальные (образование и воспитание, здравоохранение, социальное призрение, культура, юридические услуги и др.).

Сфера услуг — совокупность отраслей, деятельность которых направлена на удовлетворение определенных потрео ностей человека.

Характерная черта постиндустриального общества — заметное преобладание в ВВП доли сферы услуг.

Количественные и качественные показатели сферы услуг во многом определяют жизненный уровень человека в современном мире. Если попытаться сравнить страны по этим показателям, то выяснится, что передовые места здесь принадлежат постиндустриальным странам Запада. Так, по развитию международного туризма лидируют Франция, США и Испания; они же, наряду с другими странами Запада, обладают высококлассным гостиничным хозяйством и развитой индустрией развлечений; лидерами в использовании системы Интернет являются США, Япония, Великобритания, Германия и т. д.

ГЕОГРАФИЯ СФЕРЫ УСЛУГ ИЗУЧАЕТ ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОМПЛЕКСЕ И ПОРОЗНЬ ВСЕХ ЭЛЕМЕНТОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

  • Запомните

Мировая транспортная система. Грузооборот. Пассажирооборот. Грузоподъемное! «Дешевые флаги». Каботажные перевозки.

  • Откройте атлас

1. По картам определите основные направления железнодорожных, морских, воздушк линий. Выделите крупнейшие транспортные узлы — морские и аэропорты. Какие вывс вы можете сделать на основе анализа карт?

  • Это я знаю

2. Выберите верные утверждения:

  • 1) Главное преимущество автомобильного транспорта — возможность доставки грузов двери к двери».

    2) Лидерство в мировом пассажирообороте принадлежит морскому транспорту.

    3) В трубопроводном транспорте лидирует Япония.

    4) Крупнейший порт мира — Роттердам.

    5) Особенно высокий уровень развития транспорта характерен для стран «большой семерки».

3. Самый крупный морской порт мира расположен в: а) Нидерландах; б) России; в) Японии.

4. Наибольшую длину железных дорог имеют: а) Канада; б) Россия; в) США.

5. Если транспорт (особенно грузовой) — это сфера экономической деятельности, то какого рода продукция создается в этой отрасли экономики?

6. Приведите примеры старых и новых видов транспорта. В чем достоинства и недостатки каждого из наиболее распространенных его видов?

7. Какой вид транспорта и почему сыграл, по вашему мнению, решающую роль в формировании мирового хозяйства?

8. Как научно-технический прогресс влияет на развитие транспорта? Приведите конкртные примеры наиболее современных технических новшеств на транспорте.

9. Каковы тенденции в развитии сферы услуг?

  • Это я могу

10. Используя дополнительную литературу, учебник, Интернет, дайте характеристику ного из видов транспорта по следующему плану: а) история развития; б) торгово-экономическое значение, протяженность транспортной сети, объем перевозок; в) современые состояние и проблемы; г) перспективы развития (новые проекты).

11. Известно, что в США преобладает автомобильный транспорт, в то время как в нашей стране доминируют железнодорожный и трубопроводный. Чем это можно объяснить? Какой, по вашему мнению, должна быть внутриотраслевая структура российского транспорта?

  • Это интересно

12. Составьте прогнозы краткосрочный (5 лет), среднесрочный (10—20 лет), долгосрочнный (25—35 лет) о перспективах развития мирового транспорта.

<<< К началу

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *