Транспорт и сфера услуг
§ 29. Транспорт и сфера услуг. География 10-11 класс. Онлайн учебник. Гладкий
География мировой экономики
Транспорт и сфера услуг
Нефть — основной груз, перевозимый морским транспортом. |
Узлами «сгущения» морских трасс являются Персидский залив, Суэцкий (Египет), Панамский (Панама) и Кильский (ФРГ) международные морские каналы, а также важнейшие морские проливы — Ла-Манш, Гибралтарский, Босфор, Дарданеллы, Баб-эль-Мандебский, Ормузский, Малаккский.
Велика роль морского транспорта и в каботажных перевозках (между портами одной страны).
Речной транспорт использует судоходные реки, каналы, внутренние водоемы. Он обслуживает преимущественно внутренние потребности стран, но осуществляет и международные перевозки. К числу наиболее используемых в транспортном отношении речных артерий мира относятся Рейн, Дунай, Одер и Эльба в Западной Европе, система Миссисипи — Великие американские озера — река Св. Лаврентия в США, Волга в нашей стране и т. д.
ОТНОСИТЕЛЬНО НЕВЫСОКИЕ ЗАТРАТЫ ТРУДА НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ, ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ МОРСКИХ СУДОВ (ОСОБЕННО ТАНКЕРОВ) ОБУСЛОВИЛИ ЛИДЕРСТВО МОРСКОГО ТРАНСПОРТА В МИРОВОМ ГРУЗООБОРОТЕ. |
Авиационный транспорт
Главное преимущество авиационного транспорта очевидно — это скорость. Особенно она возросла с внедрением в практику турбовинтовых и реактивных самолетов (вместо старых поршневых). На рубеже XX—XXI вв. на пассажирских авиалиниях появились самолеты повышенной вместимости — до 500 человек. Хотя авиатранспорт до последнего времени развивался преимущественно как специализированное средство пассажирских перевозок, его роль в доставке ценных и срочных грузов остается вне конкуренции.
Основу авиационного транспорта, кроме самолетов, составляет сеть аэропортов. Они обладают не только взлетными полосами, но и мощными системами радиолокации и телекоммуникаций, позволяющими контролировать и регулировать взлет и посадку самолетов, поддерживать непрекращающуюся связь с авиалайнера- ми. Через крупнейшие аэропорты мира (Ныо-Иорк, Чикаго, Лос-Анджелес, Париж, Лондон, Франкфурт и др.) ежегодно проходит более 50 млн пассажиров — население целой большой страны (рис. 51).
ВАЖНЕЙШАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ АВИАЦИОННОГО ТРАНСПОРТА — ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ НА ДАЛЬНИЕ РАССТОЯНИЯ. |
Сфера услуг
По мере развития общества содержание понятия «сфера услуг» заметно изменилось. Так, еще 100 лет назад в перечне услуг отсутствовал телефон, 60 лет назад — телевизор, 40 лет назад — компьютер и т. д. Сегодня сфера услуг отличается наиболее быстрыми темпами роста среди всех секторов мировой экономики. По ее доле в структуре ВВП страны можно сделать вывод об общем уровне ее развития.
В структуре сферы услуг выделяют: общехозяйственные услуги (торговля, транспорт, связь, коммунальные, ремонт, обслуживание и прокат техники); личные (гостиничное дело, бытовые, индустрия развлечений и отдыха, туризм, общественное питание и др.); деловые (банковская, финансовая, кредитная и страховая деятельность, реклама, консалтинговая деятельность и др.); социальные (образование и воспитание, здравоохранение, социальное призрение, культура, юридические услуги и др.).
Сфера услуг — совокупность отраслей, деятельность которых направлена на удовлетворение определенных потрео ностей человека. |
Характерная черта постиндустриального общества — заметное преобладание в ВВП доли сферы услуг. |
Количественные и качественные показатели сферы услуг во многом определяют жизненный уровень человека в современном мире. Если попытаться сравнить страны по этим показателям, то выяснится, что передовые места здесь принадлежат постиндустриальным странам Запада. Так, по развитию международного туризма лидируют Франция, США и Испания; они же, наряду с другими странами Запада, обладают высококлассным гостиничным хозяйством и развитой индустрией развлечений; лидерами в использовании системы Интернет являются США, Япония, Великобритания, Германия и т. д.
ГЕОГРАФИЯ СФЕРЫ УСЛУГ ИЗУЧАЕТ ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОМПЛЕКСЕ И ПОРОЗНЬ ВСЕХ ЭЛЕМЕНТОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. |
Мировая транспортная система. Грузооборот. Пассажирооборот. Грузоподъемное! «Дешевые флаги». Каботажные перевозки. |
-
Откройте атлас
1. По картам определите основные направления железнодорожных, морских, воздушк линий. Выделите крупнейшие транспортные узлы — морские и аэропорты. Какие вывс вы можете сделать на основе анализа карт?
-
Это я знаю
2. Выберите верные утверждения:
-
1) Главное преимущество автомобильного транспорта — возможность доставки грузов двери к двери».
2) Лидерство в мировом пассажирообороте принадлежит морскому транспорту.
3) В трубопроводном транспорте лидирует Япония.
4) Крупнейший порт мира — Роттердам.
5) Особенно высокий уровень развития транспорта характерен для стран «большой семерки».
3. Самый крупный морской порт мира расположен в: а) Нидерландах; б) России; в) Японии.
4. Наибольшую длину железных дорог имеют: а) Канада; б) Россия; в) США.
5. Если транспорт (особенно грузовой) — это сфера экономической деятельности, то какого рода продукция создается в этой отрасли экономики?
6. Приведите примеры старых и новых видов транспорта. В чем достоинства и недостатки каждого из наиболее распространенных его видов?
7. Какой вид транспорта и почему сыграл, по вашему мнению, решающую роль в формировании мирового хозяйства?
8. Как научно-технический прогресс влияет на развитие транспорта? Приведите конкртные примеры наиболее современных технических новшеств на транспорте.
9. Каковы тенденции в развитии сферы услуг?
-
Это я могу
10. Используя дополнительную литературу, учебник, Интернет, дайте характеристику ного из видов транспорта по следующему плану: а) история развития; б) торгово-экономическое значение, протяженность транспортной сети, объем перевозок; в) современые состояние и проблемы; г) перспективы развития (новые проекты).
11. Известно, что в США преобладает автомобильный транспорт, в то время как в нашей стране доминируют железнодорожный и трубопроводный. Чем это можно объяснить? Какой, по вашему мнению, должна быть внутриотраслевая структура российского транспорта?
-
Это интересно
12. Составьте прогнозы краткосрочный (5 лет), среднесрочный (10—20 лет), долгосрочнный (25—35 лет) о перспективах развития мирового транспорта.
<<< К началу