Сопоставительный анализ духовных од М. В. Ломоносова и оды «Бог» Г. Р. Державина

Сопоставительный анализ духовных од М. В. Ломоносова и оды «Бог» Г. Р. Державина. Все сочинения по литературе за 9 класс. Онлайн учебник

Литература XVIII в.

Сопоставительный анализ духовных од М. В. Ломоносова и оды «Бог» Г. Р. Державина

Духовные оды Ломоносов создавал как философские произведения. В них поэт перелагал Псалтырь, но только те псалмы, которые близки его чувствам. При этом Ломоносова привлекало не религиозное содержание духовных песнопений, а возможность использовать сюжеты псалмов для выражения мыслей и чувств философского и отчасти личного характера. Известно, что Ломоносову приходилось отстаивать свои взгляды в жестокой борьбе с псевдоучеными, с религиозными фанатиками. Поэтому в духовных одах развиваются две основные темы — несовершенство человеческого общества, с одной стороны, а с другой — величие природы. Ломоносов видит, что живет в злом мире, что окружен врагами — мелкими льстецами, интриганами, корыстолюбцами, которые завидовали его гению:

  • Вещает ложь язык врагов,

    Десница их сильна враждою,

    Уста обильны суетою;

    Скрывает в сердце злобный ков.

И все таки он не падает духом, а надеется побороть зло, потому что за поэтом — истина и справедливость. Личная тема возвышается у Ломоносова до общефилософского обобщения — человек повсюду борется со злом. В духовных одах Ломоносов восхищен величием природы и одновременно испытывает “пиитический ужас” перед ней. Эти два чувства — остро и священный трепет — рождают “парение мысли”. Поэт стремится постичь внутреннюю гармонию природы и преклоняется перед ее мощью. Он хочет понять законы природы:

  • Кто море удержал брегами

    И бездне положил предел,

    И ей свирепыми волнами

    Стремиться доле не велел?

В “Утреннем размышлении о божием величестве” Ломоносов в зримой картине запечатлел солнце, представившееся взору в упор взглянувшего на него человека:

  • Там огненны валы стремятся и не находят берегов;

    Там вихри пламенны крутятся,

    Борющись множество веков;

    Там камни, как вода, кипят,

    Горящи там дожди шумят.

Стихийная диалектика в этом описании проявилась с удивительной силой. Нанизывание контрастных сопоставлений самого малого и грандиозного передает гиперболизм переживаний человека, изумленного гармонией и стихийной творческой мощью природы:

  • Песчинка как в морских волнах,

    Как мала искра в вечном льде,

    Как в сильном вихре тонкий прах,

    В свирепом как перо огне,

    Так я, в сей бездне углублен,

    Теряюсь, мысльми утомлен!

Но, испытывая восторг и священный ужас, Ломоносов в духе века просвещения изображает человека не бессильным созерцателем, подавленным и сникшим. В Духовных одах проходит иная тема: человеку даны разум, мысль, и он хочет проникнуть в тайны природы. Когда Ломоносов написал “Теряюсь, мысльми утомлен!”, то он имел в виду не растерянность человека, опустившего руки, а недостаточность знаний для объяснения всемогущества природы.

Окончание >>>

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *