Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям»

Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям». Все сочинения по литературе за 9 класс. Онлайн учебник

Литература XVIII в.

Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям»

Ода Державина “Властителям и судиям” представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствует вопиющая несправедливость. По характеру своему он был “горяч и в правде черт”; его возмущало злоупотребление властью, неправосудие. Державин, как и многие образованные люди того времени, наивно полагал, что строгое соблюдение законов, установленных в самодержавно крепостническом государстве, может принести мир и покой стране, охваченной народными волнениями. В оде “Властителям и судиям” Державин гневно порицает властителей именно за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном гражданском долге перед государством и обществом:

  • …Ваш долг – спасать от бед невинных,

    Несчастливым подать покров;

    От сильных защищать бессильных,

    Исторгнуть бедных из оков.

    Но, по словам поэта, “властители и судии”:

    Не внемлют! – видят и не знают!

    Покрыты мздою очеса:

    Злодействы землю потрясают,

    Неправда зыблет небеса.

В оде содержится прозрачный намек на то, что “злодействы” не пресекаются всесильным монархом:

  • Цари! Я мнил: вы боги властны,

    Никто над вами не судья;

    Но вы, как я, подобно страстны

    И так же смертны, как и я.

Гражданский пафос оды встревожил Екатерину II, которая отметила, что стихотворение Державина “содержит в себе вредные якобинские замыслы”. Державин вспоминал: “В 1779 г. был перестроен Сенат, а особливо зала общего собрания, украшенная лепными барельефами. Между прочими фигурами была изображена скульптором Рашетом Истина нагая, и стоял тот барельеф к лицу сенаторов, присутствующих за столом; когда изготовлена была та зала, и генерал прокурор, князь Вяземский осматривал оную, то, увидев обнаженную Истину, сказал экзекутору: “Вели ее, брат, несколько прикрыть”. И подлинно, с тех пор стали от часу более прикрывать правду в правительстве”. Обличительная ода “Властителям и судиям” стоит у истоков гражданской поэзии, развитой позднее поэтами декабристами, Пушкиным, Лермонтовым. Недаром декабрист В. К. Кюхельбекер писал, что Державин “был в своей стране Органом истины свободной порочным властителям и судиям” Державин противопоставил людей чести и подвига. В одной из державинских од мы читаем проникновенные строки:

  • А слава тех не умирает,

    Кто за Отечество умрет:

    Она так вечно и сияет,

    Как в море ночью лунный свет.

По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Державин подчеркивает национальный характер своего творчества. На этот существенный признак державинской поэзии спустя полвека указывал В. Г. Белинский: “…мы имеем в Державине великого, гениального русского поэта, который был верным эхом жизни русского народа, верным отголоском века Екатерины II”. Державин свел поэзию с заоблачных высот, приблизил ее к жизни. Его произведения насыщены множеством реальных примет времени, конкретными подробностями, в которых запечатлелись быт и нравы современной ему эпохи. Державин выражал интересы государства, родины; цари и царедворцы слышали от него порою очень горькую правду. Убедительный пример тому — ода “Властителям и судиям”.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *