Размышления у парадного подъезда

Размышления у парадного подъезда. Н.А. Некрасов. Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении

Н.А. Некрасов

Размышления у парадного подъезда

Стихотворение было впервые опубликовано в газете «Колокол» (1860). А. И. Герцен так прокомментировал эту публикацию: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».

Само название стихотворения («Размышления…») указывает на одические традиции Ломоносова и Державина. Однако традиции переосмыслены Некрасовым, «высокие» некрасовские слова не однозначны, как у Ломоносова. В тексте стихотворения явно прослеживается перекличка с одой Державина «Вельможа». С первых строк поэт обличает лжеторжественность, «парад холопства, торжество холуйства»:

  • Вот парадный подъезд.

    По торжественным дням

    Одержимый холопским недугом,

    Целый город с каким-то испугом

    Подъезжает к заветным дверям;

    Записав свое имя и званье,

    Разъезжаются гости домой,

    Так глубоко довольны собой,

    Что подумаешь — в том их призванье!

    А в обычные дни этот пышный подъезд

    Осаждают убогие лида:

    Прожектеры, искатели мест,

    И преклонный старик и вдовица.

В отличие от оды Державина (в которой к вельможе приходят просители, в том числе и вдова) у Некрасова йоявляются просители-мужики — символический образ деревенской России. Поэт рисует крайнюю степень нищеты, горя и униженности крестьян. «Крест на шее и кровь на ногах» выступают символом страдания и подвижничества. Швейцар прогоняет просителей, не приняв «скудные лепты».

  • И пошли они, солнцем палимы,

    Повторяя: «Суди его бог!»

    Разводя безнадежно руками,

    И покуда я видеть их мог,

    С непокрытыми шли головами.

Затем поэт вводит читателя в покои вельможи, погруженного в негу и роскошь. В самом стихотворении эта часть отделена, резко меняется размер и рифмовка.

  • Ты, считающий жизнью завидною

    Упоение лестью бесстыдною,

    Волокитство, обжорство, игру, —

    Пробудись!

Описание старости вельможи, его «аркадской идиллии» резко контрастирует с общим содержанием произведения. Поэт не дает вельможе умереть на родине, к которой тот не причастен:

  • Убаюканный ласковым пением,

    Средиземной волны, — как дитя,

    Ты уснешь, окружен попечением

    Дорогой и любимой семьи

    (Ждущей смерти твоей с нетерпением).

Авторское отношение проявляется в строках:

  • … герой,

    Втихомолку проклятый отчизною,

    Возвеличенный громкой хвалой!.

Напряженный лиризм стихотворения разрешается стоном-песней, в которой предстает обобщенный образ русской земли:

  • … родная земля,

    Назови мне такую обитель,

    Я такого угла не видал, .

    Где бы сеятель твой и хранитель,

    Где бы русский мужик не стонал!

В кульминации стихотворения появляется тема Волги — извечной героини русских народных песен:

  • Выдь на Волгу: чей стон раздается

    Над великою русской рекой?

    Этот стон у нас песней зовется —

    То бурлаки идут бечевой.

    Волга! Волга!.. Весной многоводной

    Ты не так заливаешь поля,

    Как великою скорбью народной

    Переполнилась наша земля, —

    Где народ, там и стон…

Завершает стихотворение мучительный вопрос, обращенный к народу:

  • …Эх, сердечный!

    Что же значит твой стон бесконечный?

    Ты проснешься ль, исполненный сил,

    Иль, судеб повинуясь закону,

    Все, что мог, ты уже совершил —

    Создал песню, подобную стону,

    И духовно навеки почил?..

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *