Горькое время — горькие песни

Горькое время — горькие песни. Пир на весь мир. Н.А. Некрасов. Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении

Пир на весь мир

Горькое время — горькие песни

Веселая

  • — Кушай тюрю, Яша!

    Молочка-то нет!

    «Где ж коровка наша?»

    — Увели, мой свет!

    Барин для приплоду

    Взял ее домой.

    Славно жить народу

    На Руси святой!

    «Где же наши куры?» —

    Девчонки орут.

    — Не орите, дуры!

    Съел их земский суд;

    Взял еще подводу

    Да сулил постой…

    Славно жить народу

    На Руси святой!

    Разломило спину,

    А квашня не ждет!

    Баба Катерину

    Вспомнила — ревет:

    В дворне больше году

    Дочка… нет родной!

    Славно жить народу

    На Руси святой!

    Чуть из ребятишек,

    Глядь — и нет детей:

    Царь возьмет мальчишек,

    Барин — дочерей!

    Одному уроду

    Вековать с семьей.

    Славно жить народу

    На Руси святой!

Затем мужики поют песню «Барщинную»:

  • Беден, нечесан Калинушка,

    Нечем ему щеголять,

    Только расписана спинушка,

    Да за рубахой не знать.

    С лаптя до ворота

    Шкура вся вспорота,

    Пухнет с мякины живот.

    Верченый, крученый,

    Сеченый, мученый,

    Еле Калина бредет.

    В ноги кабатчику стукнется,

    Горе потопит в вине,

    Только в субботу аукнется

    С барской конюшни жене…

Кончив песню, крестьяне вспоминают о старых порядках:

  • День — каторга, а ночь?

    Что сраму-то! За девками

    Гонцы скакали тройками

    По нашим деревням.

    В лицо позабывали мы

    Друг дружку, в землю глядючи,

    Мы потеряли речь.

    В молчанку напивалися,

    В молчанку целовалися,

    В молчанку драка шла.

Один из мужиков скептически отзывается о «молчанке, говорит, что мужики горазды ругаться, вспоминает, как их барыня решила того, «кто скажет слово крепкое», нещадно драть. Прекратили ругаться, а как объявили волю, «душу отвели» — ругались так, что «поп Иван обиделся». Другой — «детина с черными большими бакенбардами» — рассказывает про «Якова верного — холопа примерного». Помещик Поливанов был жадный, скупой, пил горькую, «деревушку на взятки купил». Дочь выдал замуж, но, повздорив с зятем, приказал высечь его, потом прогнал вместе с дочерью, ничего не дав. Был у него верный слуга Яков.

  • Яков таким объявился из младости,

    Только и было у Якова радости:

    Барина холить, беречь, ублажать

    Да племяша-малолетку качать.

Яков жил вместе с барином, был вернее пса. Племянник Якова, Гриша, вырос и попросил позволения барина жениться на девушке Арише. Но барин сам имеет виды на Аришу и поэтому отдает Гришу в солдаты, несмотря на мольбы Якова. Яков запивает, потом пропадает. Поливанову плохо без Якова: он к нему привык. Внезапно через две недели Яков возвращается. Поливанов собирается к сестре в гости, Яков везет его. Проезжая лесом, сворачивает в глухое место — Чертов овраг. Помещик пугается, начинает умолять Якова пощадить его, обещает всякие блага. Яков отвечает, что не станет марать руки убийством. Перекидывает вожжи через сук и сам вешается. Барин остается один. Кричит, зовет людей, но никто не отзывается. Барин проводит в овраге всю ночь, «стонами птиц и волков отгоняя». Утром его находит охотник, барин возвращается домой, причитая: «Грешен я, грешен! Казните меня!»

После этого рассказа мужики спорят, кто грешней — кабатчики, помещики, мужики или разбойники. Клим Лавин затевает драку с купцом, из которой выходит победителем. Ионушка, «смиренный богомол», рассказывает о силе веры — историю про юродивого Фомушку, который звал людей спасаться в леса, а его арестовал становой и повез в острог. Фомушка с телеги кричал: «Били вас палками, розгами, кнутьями, будете биты железными прутьями!» А утром пришла воинская команда — допросы, усмирение, «пророчество строптивого чуть в точку не сбылось». Иона упоминает о Ефросиньюшке, божьей посланнице, которая поягляется в холерные годы и «хоронит, лечит, возится с больными». Рассказывает о том, как турки монахов Афонских топили в море.

Иона Ляпушкин был богомолом и странником. Крестьяне знали его и не только не гнушались им, но спорили, кто первый приютит его. Все выносили ему навстречу иконы, а Иона шел не с теми, у кого икона богаче, но за той, которая больше ему пойравится, нередко за самой бедной. Иона рассказывает притчу о двух великих грешниках.

<<< Вступление                        О двух великих грешниках >>>

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *