Основные мотивы в лирике Лермонтова

Основные мотивы в лирике Лермонтова. Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении

Русская литература

Основные мотивы в лирике Лермонтова

В лирике Лермонтова выделяют более 30 мотивов. Основные:

  • 1. Свобода

    2. Борьба

    3. Одиночество

1.

В произведениях отразилась связь с эпохой, наследие декабризма, протест против самодержавия, крепостничества, яркая политическая окраска. Напр. стихотворение «Новгород»(1830), посвященное декабристам:

  • Сыны снегов, сыны славян,

    Зачем вы мужеством упали?

    Зачем? Погибнет ваш тиран,

    Как все тираны погибали.

    До наших дней при имени свободы

    Трепещет ваше сердце и кипит!..

Стихотворение «Желание» (1831) — свобода от общества, картина бурного, мятежного проявления страстей:

  • Я тогда пущуся в море,

    Беззаботен и один,

    Разгуляюсь на просторе

    И потешусь в буйном споре

    С дикой прихотью пучин.

В стихотворении «Пленный рыцарь» (1840) появляется символический образ вольных птиц. В стихотворении «1 января» (1840) воплотилась идея о свободе творчества:

  • Так царства дивного всесильный господин —

    Я долгие часы просиживал один…

Противоречивость царства маскарада и «дивного царства» мечты воплощена в итоговом образе «свежего островка средь морей». В стихотворении выражено проснувшееся гражданское сознание: герой Лермонтова бросает дерзкий вызов светской черни:

  • О, как мне хочется смутить веселость их

    И дерзко бросить им в глаза железный стих,

    Облитый горечью и злостью…

Мотиву свободы противостоит мотив неволи, узничества. Стихотворение «Прощай, немытая Россия»:

  • Прощай, немытая Россия,

    Страна рабов, страна господ,

    И вы, мундиры голубые,

    И ты, послушный им народ.

    Быть может, за хребтом Кавказа

    Сокроюсь от твоих пашей,

    От их всевидящего глаза,

    От их всеслышащих ушей.

Мотив неволи, узничества особенно ярко выражен в так называемом «Тюремном цикле» (стихи «Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»). Наример: «Соседка» (1840):

  • Не дождаться мне, видно, свободы,

    А тюремные дни будто годы…

«Пленный рыцарь» (1840):

  • Мчись же быстрее, летучее время,

    Душно под новой бронею мне стало…

2.

Тема борьбы тесно связана с эпохой и протестом против существующих порядков. Характерны состояние внутренней дисгармонии и последовательная контрастность. Например, в стихотворении «Парус». Внешне «Парус» напоминает простую пейзажную зарисовку с вполне конкретными и точными образами бушующей и умиротворенной стихии. Возможность сопоставления природных явлений с человеческими переживаниями определяется тем, что у Лермонтова-романтика природа обладает душой. Неразрешимость конфликта паруса я моря — символ конфликта между человеком и жизнью, а противоречивое состояние покоя-бури воспринимается как печальная необходимость, которую человек не может изменить. Вечная неудовлетворенность препятствует счастью человека, и он, противопоставляя себя стихии, одновременно тоскует по естественным ее проявлениям. Прием, когда внутреннее состояние лирического героя соответствует картинам природы, называется образным параллелизмом.

  • Белеет парус одинокой

    В тумане моря голубом. —

    Что ищет он в стране далекой,

    Что кинул он в краю родном?

    Играют волны, ветер свищет

    И мачта гнется и скрипит,

    Увы, — он счастия не ищет

    И не от счастия бежит! —

    Под ним струя светлей лазури,

    Над ним луч солнца золотой:

    А он, мятежный, просит бури,

    Как будто в бурях есть покой.

В стихотворении «1831, июня 11 дня» Лермонтов высказывает мысль: «Так жизнь скучна, когда боренья нет».

Мотиву борьбы противостоит мотив трагического бездействия поколения Лермонтова. Стихотворение «Дума»(1838):

  • К добру и злу постыдно равнодушны,

    В начале поприща мы вянем без борьбы;

    Перед опасностью позорно-малодушны,

    И перед вл астию — презренные рабы…

Там же:

  • Толпой угрюмою и скоро позабытой,

    Над миром мы пройдем без шума и следа,

    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

    Ни гением начатого труда.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» (1841) — философское размышление поэта о жизни и смерти. Покой исходит на человека из природы, в которой нет противоречий. Поэту «больно и трудно» жить в мире с буйным накалом страстей, он устал, смерть представляется ему выходом из замкнутого круга бесполезной и утомительной борьбы. Сам поэт испытывает противоречивые чувства: он любит жизнь, полную страданий, ему скорее опротивели люди.

  • Выхожу один я на дорогу;

    Сквозь туман кремнистый путь блестит;

    Ночь тиха, пустыня внемлет Богу,

    И звезда с звездою говорит.

    В небесах торжественно и чудно!

    Спит земля в сиянье голубом…

    Что же мне так больно и так трудно?

    Жду ль чего? жалею ли о чем?

    Уж не жду от жизни ничего я,

    И не жаль мне прошлого ничуть;

    Я ищу свободы и покоя!

    Я б хотел забыться и заснуть!

    Но не тем холодным сном могилы…

    Я б желал навеки так заснуть,

    Чтоб в груди дремали жизни силы,

    Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

    Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

    Про любовь мне сладкий голоспел,

    Надо мной чтоб вечно зеленея

    Темный дуб склонялся и шумел.

3.

Центральный мотив, проходящий через все творчество Лермонтова, — мотив одиночества. Например, «Парус» (см. выше), «Утес» (1841):

  • Ночевала тучка золотая

    На груди утеса-великана.

    Утром в путь она умчалась рано,

    По лазури весело играя;

    Но остался влажный след в морщине

    Старого утеса. Одиноко

    Он стоит, задумался глубоко

    И тихонько плачет он в пустыне.

В стихотворении «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…» в образе дубового листка с особенной яркостью воплотился мотив одиночества:

  • — На что мне тебя? — отвечает младая чинара, —

    Ты пылен и желт —: и сынам моим свежим не пара.

    Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?

Мотиву одиночества противостоит мотив поиска родной души. Стихотворение «Сосна» (1841):

  • На севере диком стоит одиноко

    На голой вершине сосна

    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

    Одета, как ризой, она.

    И снится ей все, что в пустыне далекой —

    В том крае, где солнца восход,

    Одна и грустна на утесе горючем

    Прекрасная пальма растет.

Стихотворение «1 января 1840»:

  • И странная тоска теснит уж грудь мою:

    Я думаю о ней, я плачу и люблю,

    Люблю мечты моей созданье

    С глазами полными лазурного огня,

    С улыбкой розовой, как молодого дня

    За рощей первое сиянье.

С мотивом одиночества соседствуют мотивы странничества и изгнанничества. Например, «Тучи» (1840):

  • Тучки небесные, вечные странники!

    Степью лазурною, цепью жемчужною

    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

    С милого севера в сторону южную.

    Кто же вас гонит: судьбы ли решенье,

    Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

    Или на вас тяготит преступление?

    Или друзей клевета ядовитая?

    Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

    Чужды вам страсти и чужды страдания;

    Вечно холодные, вечно свободные,

    Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Стихотворение «И скучно и грустно» (1840):

  • И скучно и грустно, и некому руку подать

    В минуту душевной невзгоды…

    Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?

    А годы проходят — все лучшие годы!

    Любить… но кого же?.. — на время не стоит труда,

    А вечно любить невозможно…

    В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа.

    И радость, и муки, и все так ничтожно.

    Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг

    Исчезнет при слове рассудка,

    И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —

    Такая пустая и глупая шутка…

Продолжение >>>

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *