Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина (окончание)

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина (окончание). А.С. Пушкин. Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении

А.С. Пушкин

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина (окончание)

Характерно в этом отношении стихотворение «Поэт и толпа» (1928), где Пушкин показывает своего антипода, поэта, не желающего снизойти до народа.

  • Поэт на лире вдохновенной

    Рукой рассеянной бряцал.



    И толковала чернь тупая:

    «Зачем он звучно так поет?

    Напрасно ухо поражая,

    К какой он цели нас ведет?

    О чем бренчит? чему нас учит?

    Зачем сердца волнует, мучит,

    Как своенравный чародей?

    Как ветер, песнь его свободна,

    Зато, как ветер, и бесплодна:

    Какая польза нам от ней?»

Поэт:

  • Молчи, бессмысленный народ,

    Поденщик, раб нужды, забот!..

На упреки поэта чернь отвечает:

  • Нет, если ты небес избранник,

    Свой дар, божественный посланник,

    Во благо нам употребляй:

    Сердца собратьев исправляй,

    Мы малодушны, мы коварны,

    Бесстыдны, злы, неблагодарны;



    Гнездятся в нас клубом пороки.

    Ты можешь, ближнего любя,

    Давать нам смелые уроки,

    А мы послушаем тебя.

На это поэт отвечает:

  • Подите прочь — какое дело

    Поэту мирному до вас!

    В разврате каменейте смело,

    Не оживит вас лиры глас!



    Не для житейского волненья,

    Не для корысти,

    Не для битв,

    Мы рождены для вдохновенья,

    Для звуков сладких и молитв.

Пушкин полемизирует с точкой зрения поэта. «Чернь» в понимании поэта-антипода в данном стихотворении резко отличается от воззрений самого Пушкина и противоположна им. Непросвещенность, темнота народа, по мнению Пушкина, не порок. Это состояние народа не является следствием сознательного выбора, у народа нет возможности просвещаться, улучшать свои нравы, именно поэтому он и просит поэта указать ему правильный путь. «Чернью» же в понимании Пушкина является в первую очередь тот, кто сознательно остается в темноте, кто делает выбор в пользу порока, кто сознательно творит зло. Именно сюда относится пушкинская «светская чернь», у которой есть возможность просвещаться, которая прекрасно отдает себе отчет в том, что нравственно, а что безнравственно, но сознательно делает выбор в пользу безнравственности. Поэт, по мнению Пушкина, всегда находится впереди своих современников, они не в состоянии его понять до конца. Толпа подвластна веяниям времени, моде и проч. Именно поэтому поэт изначально обречен в своем служении на одиночество и не должен ждать наград за свое служение. Он сам, чутко прислушиваясь к окружающему миру, является мерилом истинности своих творческих поисков. Наглядный пример тому — стихотворение «Поэту» (1830), написанное в форме сонета:

  • Поэт! не дорожи любовию народной.

    Восторженных похвал пройдет минутный шум;

    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

    Ты царь: живи один. Дорогою свободной

    Иди, куда влечет тебя свободный ум,

    Усовершенствуя плоды любимых дум,

    Не требуя наград за подвиг благородный.

    Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

    Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

    Ты им доволен ли,

    Взыскательный художник?

    Доволен? Так пускай толпа его бранит

    И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

    И в детской резвости колеблет твой треножник.

Однако осознание своего призвания, своей твердой уверенности в правильности выбранного пути — еще не все. Пушкина мучают сомнения о том, насколько осязаемо, реально воздействие пророка (поэта) на людей. Периоды оптимизма сменяются минутами отчаяния, когда поэт видит, что люди по-прежнему коснеют во зле и неправедности. Характерный пример — стихотворение «Свободы сеятель пустынный…», написанное в 1823 г.:

  • Свободы сеятель пустынный,

    Я вышел рано, до звезды;

    Рукою чистой и безвинной

    В порабощенные бразды

    Бросал живительное семя —

    Но потерял я только время,

    Благие мысли и труды…

    Паситесь, мирные народы!

    Вас не разбудит чести клич.

    К чему стадам дары свободы?

    Их должно резать или стричь.

    Наследство их из рода в роды

    Ярмо с гремушками да бич.

<<< К началу

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *