Моцарт и Сальери. Маленькие трагедии

Моцарт и Сальери. Маленькие трагедии. А.С. Пушкин. Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении

А.С. Пушкин

Моцарт и Сальери. Маленькие трагедии

Краткое содержание «Моцарта и Сальери»

Сцена 1. Комната

Сальери рассуждает о творчестве и своем призвании:



  • Преодолел

    Я ранние невзгоды. Ремесло

    Поставил я подножием искусству;

    Я сделался ремесленник: перстам

    Придал послушную, сухую беглость

    И верность уху. Звуки умертвив,

    Музыку я разъял, как труп. Поверил

    Я алгеброй гармонию. Тогда

    Уже дерзнул, в науке искушенный,

    Предаться неге творческой мечты…



    Усильным, напряженным постоянством

    Я, наконец, в искусстве безграничном

    Достигнул степени высокой. Слава

    Мне улыбнулась; я в сердцах людей

    Нашел созвучия своим созданьям…



    Кто скажет, чтоб Сальери гордый был

    Когда-нибудь завистником презренным,

    Змеей, людьми растоптанною, вживе

    Песок и пыль грызущею бессильно?

    Никто! А ныне — сам скажу — я ныне

    Завистник. Я завидую; глубоко,

    Мучительно завидую. О, небо!

    Где ж правота, когда священный дар,

    Когда бессмертный гений — не в награду

    Любви горящей, самоотверженья,

    Трудов, усердия, молений послан —

    А озаряет голову безумца,

    Гуляки праздного?

    О Моцарт, Моцарт!

Скрипач уходит. Моцарт говорит, что сочинил «безделицу», наигрывает ее на фортепиано. Сальери поражен:

  • Ты с этим шел ко мне

    И мог остановиться у трактира

    И слушать скрыпача слепого! — Боже!

    Ты, Моцарт, недостоин сам себя.

Сальери приглашает Моцарта отобедать в трактире Золотого Льва. Моцарт соглашается и уходит. Сальери решает отравить Моцарта:

  • Я избран, чтоб его

    Остановить, — не то мы все погибли

    Мы все, жрецы, служители музыки,

    Не я один с моей глухою славой…

    Что пользы, если Моцарт будет жив

    И новой высоты еще достигнет?

    Подымет ли он тем искусство? Нет;

    Оно падет опять, как он исчезнет;

    Наследника нам не оставит он.

    Что пользы в нем? Как некий херувим,

    Он несколько занес нам песен райских,

    Чтоб, возмутив бескрылое желанье

    В нас, чадах праха, после улететь!

    Так улетай же! чем скорей, тем лучше…

Сцена 2. Трактир

Моцарт и Сальери сидят за столом, Моцарт грустен, говорит, что его тревожит «Реквием», который он пишет. Рассказывает историю, как «Реквием» был заказан: трижды к нему приходил человек в черном, а потом, заказав произведение, исчез и не появляется, хотя заказ выполнен. Моцарт говорит, что ему всюду мерещится этот черный человек и чудится, что он сидит третьим у них за столом. Сальери пытается успокоить Моцарта, вспоминает Бомарше, который советовал ему:

  • Слушай, брат Сальери,

    Коль мысли черные к тебе придут,

    Откупори шампанского бутылку

    Иль перечти «Женитьбу Фигаро».

Моцарт вспоминает слух о том, будто Бомарше кого-то отравил, и говорит, что в это не верит, так как

  • Он же гений,

    Как ты да я. А гений и злодейство —

    Две вещи несовместные…

Сальери бросает в стакан Моцарту яд. Моцарт выпивает, идет к фортепьяно, играет «Реквием». Сальери плачет.

  • Эти слезы

    Впервые лью: и больно и приятно,

    Как будто тяжкий совершил я долг,

    Как будто нож целебный мне отсек

    Страдавший член!…

Моцарт чувствует себя плохо и уходит. Сальери остается один:

  • Ты заснешь

    Надолго, Моцарт! но ужель он прав,

    И я не гений? Гений и злодейство —

    Две вещи несовместные? Неправда:

    А Бонаротти? или это сказка

    Тупой, бессмысленной толпы — и не был

    Убийцею создатель Ватикана?

(По легенде, Микеланджело убивал натурщиков, позировавших ему для скульптур, чтобы подобия его произведению на свете не существовало.)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *