§ 32. Химический состав растений (окончание)

Химический состав растений. Жизнь растений. Биология 6 класс. Пасечник

Жизнь растений

§ 32. Химический состав растений (окончание)

В семенах всех растений органических веществ значительно больше, чем воды и минеральных веществ. Соотношение веществ в органах растений тоже может быть различно. Так, в зерновках пшеницы белков 13%, углеводов 69%, жиров 2%, а в семенах подсолнечника белков 26%, углеводов 16%, жиров 44%. В состав растений в очень малых количествах входят и другие органические вещества, например витамины.

Минеральные и органические вещества используются для построения тела растений, а также принимают участие в различных процессах жизнедеятельности, протекающих в растениях. Недостаток или отсутствие какого-либо вещества нарушает нормальное развитие растения и может привес ги его к гибели.

Человек использует вещества, входящие в состав растений. Чтобы получить муку и крупу, содержащие углеводы и белки, выращивают пшеницу, рожь, ячмень, кукурузу, овес, просо, рис, гречиху. Семена гороха, бобов, сои, чечевицы богаты белком. Подсолнечник, хлопчатник, лен, конопля, арахис, соя и другие масличные культуры нужны для получения растительных жиров. Растения используют для получения каучука, спирта, скипидара, различных лекарственных и косметических препаратов и многих других продуктов, важных для человека.

Новые понятия

Минеральные вещества. Органические вещества: белки, жиры, углеводы

Ответьте на вопросы

1 Какие вещества входят в состав растений? 2. Как отличить органические вещества от минеральных? 3. Какие органические вещества содержатся в растениях? 4. Во всех ли частях растения содержится одинаковое количество воды? 5. Каких веществ больше всего в семенах растений?

Задания для самостоятельной работы

1. Прочитав параграф, заполните схему «Состав растений».

Заполните схему «Состав растений»

2. Возьмите маленький кусочек белого хлеба, скатайте из него шарик и пипеткой нанесите на него каплю раствора йода. Что вы наблюдаете? Объясните, почему хлебный шарик посинел.

3. Для подготовки к изучению прорастания семян в стакан из тонкого прозрачного стекла поместите промокательную бумагу так, чтобы она плотно прилегла к стенкам стакана. На дно стакана налейте немного воды. Между стеклом и промокательной бумагой поместите зерновки пшеницы, ржи, ячменя или овса и наблюдайте за их прорастанием. В другой стакан положите семена фасоли или гороха также для наблюдения за прорастанием. В третий стакан поместите семена фасоли или гороха, отделив у них одну семядолю. Следите, чтобы семена не высохли. Установите, когда набухнут. Проследите, когда у проростков появятся корни, сколько их разовьется через некоторое время, как происходят рост и дальнейшее развитие проростков. Свои наблюдения запишите.

Дополнительный материал

Из камбия сосны можно получить заменитель тропической пряности ванили — ванилин.

Из смолы хвойных деревьев получают скипидар, канифоль, сургуч, деготь. Кора некоторых деревьев (дуб, ива) используется при дублении кож.

<<< К началу

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *