Приемы решения целых уравнений
Приемы решения целых уравнений. Алгебра 9 класс. Макарычев
Для тех, кто хочет знать больше
Приемы решения целых уравнений
Мы уже отмечали, что формулы корней целых уравнений третьей и четвертой степеней с одной переменной громоздки и неудобны для практического использования, а для уравнений пятой и более высоких степеней формул корней вообще не существует. Такие уравнения удается иногда решить, используя специальные приемы.
ТЕОРЕМА 1
о корне многочлена |
Если число а является корнем многочлена
-
Р(х) = а0хn + a1xn-1 + … + аn-1х + аn, где а0 ≠ 0,
то этот многочлен можно представить в виде произведения (х – а) Р1(х), где Р1(х) — многочлен n – 1-й степени.
ТЕОРЕМА 2
о целых корнях целого уравнения |
Если уравнение
-
а0хn + а1хn – 1 + … + аn – 1х + аn = 0,
в котором все коэффициенты — целые числа, причем свободный член отличен от нуля, имеет целый корень, то этот корень является делителем свободного члена.
Пусть х0 — целый корень данного уравнения. Тогда верно равенство
Отсюда
Число, записанное в этом равенстве в скобках, является целым, так как х0 и все коэффициенты -а0, -а1, …, -аn – 1 — целые числа. Значит, при делении аn на х0 получается целое число, т. е. х0 — делитель свободного члена.
Приведем примеры решения целых уравнений с использованием указанных теорем.
Один из приемов решения уравнения вида Р(х) = 0, где Р(х) — многочлен третьей или более высокой степени, состоит, как известно, в разложении многочлена Р(х) на множители.
Пример 1. Решим уравнение
-
х3 – 8х2 + 13х – 2 = 0.
Если это уравнение имеет целый корень, то в силу теоремы 2 он является делителем числа -2, т. е. равен одному из чисел 1, -1, 2, -2. Проверка убеждает нас, что корнем уравнения является число 2. Значит, в силу теоремы 1 многочлен х3 – 8х2 + 13х – 2 можно представить в виде (х – 2) F(x), где F(х) — многочлен второй степени.
Для того чтобы найти многочлен Р(х), разделим многочлен х3 – 8х2 + 13х – 2 на двучлен х – 2. Деление многочленов выполним «уголком»:
Значит, исходное уравнение можно представить в виде
-
(х – 2) (х2 — 6х + 1) = 0.
Отсюда
-
х – 2 = 0 или х2 – 6х + 1 = 0.
Первое уравнение имеет единственный корень — число 2. Второе уравнение имеет два корня: 3 – √8 и 3 + √8.
Исходное уравнение имеет три корня: 2, 3 – √8, 3 + √8.
Еще один прием, который используется при решении целых уравнений третьей и более высоких степеней, состоит, как вы знаете, во введении новой переменной.
Продолжение >>>