Сбор и группировка статистических данных

Сбор и группировка статистических данных. § 13. Элементы статистики. Алгебра 8 класс. Макарычев

§ 13. Элементы статистики

Сбор и группировка статистических данных

При изучении различных общественных и социально-экономических явлений, а также некоторых процессов, происходящих в природе, проводятся специальные статистические исследования. Заметим, что проведение любого массового исследования требует больших организационных усилий и финансовых затрат. Например, перепись населения страны связана с подготовкой разнообразной документации, выделением и инструктажем переписчиков, сбором информации, обработкой собранных сведений.

В тех случаях, когда бывает сложно или даже невозможно провести сплошное исследование, его заменяют выборочным. При выборочном исследовании из всей изучаемой совокупности данных, называемой генеральной совокупностью, выбирается некоторая её часть, т. е. составляется выборочная совокупность (выборка), которая подвергается исследованию. При этом выборка должна быть представительной, или, как говорят, репрезентативной, т. е. достаточной по объёму и отражающей характерные особенности исследуемой генеральной совокупности.

Пусть, например, работники телевидения решили выяснить, какие коррективы следует внести в составляемую программу передач. Для этого надо опросить более полутора тысяч человек, причём в выборку должны быть включены мужчины и женщины, люди разного возраста, в том числе дети и пенсионеры, зрители с различным социальным положением и образованием.

Для обобщения и систематизации данных, полученных в ходе статистического наблюдения, их по какому-либо признаку разбивают на группы и результаты, характеризующие каждую группу, сводят в таблицы.

Рассмотрим такой пример. Восьмиклассникам была предложена контрольная работа по алгебре, содержащая 7 заданий. Работу выполняли 25 учащихся. При проверке учитель отмечал число верно выполненных заданий. В результате была составлена таблица, в которой для каждого числа верно выполненных заданий, записанного в верхней строке, в нижней строке указывалось соответствующее число учащихся, выполнивших столько заданий, т. е. указывалась частота появления этого числа в общем ряду полученных данных:

Такую таблицу называют таблицей частот.

В рассмотренном примере сумма частот равна 25, т. е. общему числу проверяемых работ. Вообще, если результат исследования представлен в виде таблицы частот, то сумма частот равна общему числу данных в ряду.

При проведении статистического исследования после сбора и группировки данных переходят к их анализу, используя для этого различные обобщающие показатели. Простейшими из них являются такие известные вам статистические характеристики, как среднее арифметическое, размах, мода, медиана.

Чтобы найти среднее арифметическое, надо общее число верно выполненных заданий разделить на число учащихся, т. е. на 25. Получаем

Значит, в среднем учащиеся верно выполнили по 4,8 задания, т. е. примерно по 5 заданий.

Наибольшее число верно выполненных заданий равно 7, а наименьшее равно 1.

Размах рассматриваемого ряда данных равен 7 – 1 = 6, т. е. различие в числе верно выполненных заданий велико. Из таблицы видно, что чаще всего встречаются работы, в которых верно выполнено четыре задания, т. е. мода ряда равна 4. Найдём медиану ряда. Так как упорядоченный ряд, составленный по данным таблицы, содержит 25 членов, то медиана равна тринадцатому члену. Вычислим, к какой группе относится тринадцатый член. Суммируя последовательно частоты и сравнивая результат с числом 13, находим, что 1 + 1 + 2 + 7 = 11 и 1 + 1 + 2 + 7 + 5 = 16. Значит, тринадцатый член попадает в ту группу, которую составляют учащиеся, верно выполнившие пять заданий, т. е. медиана ряда равна 5.

Иногда в таблице для каждого данного указывают не частоту, а отношение частоты к общему числу данных в ряду. Это число, выраженное в процентах, называют относительной частотой, а саму таблицу — таблицей относительных частот.

В рассмотренном выше примере таблица относительных частот выглядит следующим образом:

Нетрудно убедиться, что в данном случае сумма относительных частот составляет 100%. Вообще сумма относительных частот, полученных в результате любого исследования, равна 100%.

Продолжение >>>

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *