§ 14. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций
§ 14. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций. Глава 3. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Алгебра 7 класс. Мордкович. Онлайн учебник
Глава 3. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными
§ 14. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций
Собственно говоря, ничего особенно нового вы в этом параграфе не узнаете. Ведь вам уже известно, что реальная ситуация может быть описана на математическом языке в виде математической модели, представляющей собой систему двух линейных уравнений с двумя переменными. Так было в § 7 в ситуации с садоводами Ивановым и Петровым. Так было и в примере 2 из § 11. Поэтому теоретический разговор, соответствующий названию параграфа, можно считать законченным. А вот с практической точки зрения обсуждение новых ситуаций полезно. Этим и займёмся.
Пример. В седьмом классе в понедельник не пришли в школу одна девочка и пять мальчиков. При этом число девочек в классе оказалось в 2 раза больше числа мальчиков. Во вторник не пришли один мальчик и девять девочек. При этом число мальчиков оказалось в 1,5 раза больше числа девочек. В среду на уроки пришли все ученики. Сколько школьников присутствовало на уроках в среду в седьмом классе?
Р е ш е н и е.
Первый этап. Составление математической модели.
Пусть х — число девочек, у — число мальчиков в седьмом классе.
В понедельник было (x – 1) девочек, (у – 5) мальчиков. При этом оказалось, что девочек вдвое больше, т. е.
-
х – 1 = 2(у – 5).
Во вторник было (х – 9) девочек, (у – 1) мальчиков. При этом оказалось, что мальчиков в 1,5 раза больше, т. е.
-
y – 1 = 1,5 (x – 9).
Математическая модель ситуации составлена:
Второй этап. Работа с составленной моделью.
Сначала упростим каждое уравнение системы.
Для первого уравнения имеем:
-
x – 1 = 2 (у – 5);
x – 1 = 2у – 10;
х – 2у + 9 = 0.
Для второго уравнения имеем:
-
y – 1 = 1,5(х – 9);
2(у – 1) = 3(х – 9)
(обе части уравнения умножили на 2); далее
-
2у – 2 = 3х – 27;
3х – 2у – 25 = 0.
Итак, получили следующую систему двух линейных уравнений с двумя переменными:
(скорректированная математическая модель рассматриваемой ситуации).
Окончание >>>